Фоменко Пётр Наумович

PFomenko 2010.jpg
Имя при рождении Пётр Наумович Фоменко
Дата рождения 13 июля 1932[1]
Место рождения
Дата смерти 9 августа 2012[2][1] (80 лет)
Место смерти
Гражданство
Профессия
Годы активности 19582012
Театр ЛТКМАДТ имени В. В. МаяковскогоМАДТ имени Е. Б. ВахтанговаМосковский театр «Мастерская Петра Фоменко»
Награды
Orden for Service II.png Orden for Service III.png Orden for Service IV.png
Командор ордена Искусств и литературы (Франция)
Narodniy artist1 copy.png Государственная премия Российской Федерации — 1994 Государственная премия Российской Федерации — 1997 Государственная премия Российской Федерации — 2001 Премия Президента Российской Федерации — 2003 Заслуженный деятель культуры Польши

Golden Mask Award.png (1995200220062012)

«Чайка»

IMDb ID 0284440
Сайт fomenko.theatre.ru/foma
Commons-logo.svg Пётр Наумович Фоменко на Викискладе

Пётр Наумович Фоменко (13 июля 1932Москва — 9 августа 2012Москва) — советский и российский режиссёр театра и кино, педагог, художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Создал шестьдесят спектаклей в театрах МосквыСанкт-ПетербургаТбилисиВроцлаваЗальцбурга и Парижа.

Для режиссёрской манеры Фоменко характерны богатая фантазия и парадоксальность мышления, построение спектакля по принципу иронического сопоставления контрастных эпизодов; его работы ярко театральны и музыкальны, отличаются блестящими актёрскими ансамблями.

В ряде спектаклей конца 1970-х — начала 1980-х годов Фоменко экспериментировал в жанре трагического гротеска.

Телевизионным спектаклям режиссёра свойственны углублённый психологизм, точное следование авторской идее и стилю[3].

Биография

Пётр Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве. Окончил московскую школу № 9. Увлекался футболом[4]: соперником по дворовым играм в то время был будущий знаменитый футболист А. М. Ильин, а в младших классах учился с А. С. Голодцом; играл в теннис, хоккей с мячом, хоккей с шайбой.

Школьнику Петру Фоменко любовь к театру, музыке привила мама. По позднейшему признанию, в театр он пришёл именно через музыку. Окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиныхучилище М. М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки.

Поступил в Школу-студию МХАТ, где быстро стал для консервативных преподавателей-академиков средоточием всего, что «глубоко противопоказано великой школе русского театра». С одарённым «изгоем», несмотря ни на что, продолжал заниматься Б. И. Вершилов (ученик Е. Б. Вахтангова). Тем не менее, Фоменко был отчислен «за хулиганство» с третьего курса в 1953 году.

Поступил в МГПИ имени В. И. Ленина (филологический факультет), который окончил заочно в 1955 году. Здесь Пётр Фоменко сдружился с Ю. И. ВизборомЮ. Ч. КимомЮ. И. Ковалем. Режиссировал знаменитые «капустники», делал попытки первых серьёзных постановок, в частности, репетировал «Каменного гостя» А. С. Пушкина.

Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Н. М. Горчакова; среди педагогов А. А. ГончаровН. В. Петров), который окончил в 1961 году. Первый спектакль поставил в 1958 году.

Поставленный Петром Фоменко в 1966 году в Театре им. Маяковского спектакль «Смерть Тарелкина» был запрещён после пятидесяти показов. Театральной легендой стал спектакль «Новая Мистерия-Буфф» в Театре им. Ленсовета (1967), не допущенный до премьеры. Об этом спектакле Фоменко рассказывал: «После первого же просмотра в театре им. Ленсовета ко мне подошли два замечательных ленинградских критика, И. И. Шнейдерман и Р. М. Беньяш, и сказали: „Молодой человек, у вас много вещей с собой? Возьмите вещи и уезжайте“. Вещей было немного, но я не послушался, и спектакль сдавали ещё четыре раза. Игорь Петрович Владимиров похудел в эти дни, побледнел, потому что это всё ему, конечно, было тяжело… Потом пришёл Н. П. Акимов как главный эксперт… Он сказал: „Я не люблю Маяковского, но то, что я увидел, — это не Маяковский“. С последней шестой сдачи выгнали всех зрителей, проверяли, нет ли людей под креслами…»[5]

В это время Пётр Фоменко жил без постоянной работы, перебиваясь случайными заработками на телевидении, в провинциальных театрах, драмкружках и даже частной практикой филолога. К этому же периоду (1968 — 69 г.) относится работа в студенческой театральной студии МГУ на Ленинских горах, где он после постановки спектаклей «Вечер Михаила Светлова» и «Татьянин день» приступил к репетициям «Носорогов» Ионеско, но репетиции были прекращены по распоряжению МГК КПСС.

Не найдя работы в Москве, он уехал в Тбилиси, где два сезона работал в Тбилисском театре им. Грибоедова.

С 1972 по 1981 годы работает в Ленинградском Театре Комедии (с 1977 главный режиссёр), откуда ушёл после давно назревшего идеологического конфликта с обкомом КПСС под руководством Г. В. Романова.[источник не указан 2606 дней]

Возвращается в Москву: с 1982 года режиссёр в Театре имени В. В. Маяковского, с 1989 года — в Театре имени Е. Б. Вахтангова.

С 1981 года начинает преподавать в ГИТИСе по приглашению своего учителя, Андрея Александровича Гончарова (поначалу как педагог в мастерской О. Я. Ремеза).

В 1992 году получает звание профессора РАТИ.

В 2000 году преподавал в Парижской консерватории, затем ставил спектакли в Комеди Франсез (2003), а в 2005 году на Чеховском фестивале в Москве был показан спектакль поставленный Фоменко на актёров труппы Comédie-Française «Лес» Островского[6]

В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более двадцати лет жизни.

Могила П. Н. Фоменко на Ваганьковском кладбище в Москве

Среди учеников Фоменко режиссёры Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег РыбкинЕлена НевежинаВладимир ЕпифанцевМиндаугас КарбаускисСергей Пускепалис, Алексей Бураго , Николай Дручек[7]; актёры Игорь УгольниковГалина Тюнина, сёстры Полина и Ксения КутеповыМадлен ДжабраиловаПолина АгурееваТагир РахимовАндрей КазаковКирилл ПироговИлья ЛюбимовЕвгений Цыганов[8].

Умер 9 августа 2012 года в Москве[9][10]. Похоронен 13 августа на Ваганьковском кладбище Москвы[11].

Личная жизнь

  • Первая жена — художник-постановщик Лали Бадридзе.
  • Вторая жена (вдова) — актриса Майя Тупикова.

У Фоменко остался внебрачный сын Андрюс, рождённый литовской писательницей и театральным критиком Аудроне Гирдзияускайте[12].

Отзывы

Пётр Наумович — это некая стихия, некое явление природы, некая природная аномалия. В Петре Наумовиче очень сильно лицедейское, непредсказуемое начало. Он удивительно парадоксально мыслит, блистательно владеет интонацией, только ему одному ведомой, одному ему присущей. Он парадоксален сам по себе. Неслучайно у него любимые слова — «но» и «хотя». И сразу весь смысл переворачивается. Он великий лицедей и провокатор. Фоменко любит взрывать ситуацию, непредсказуемо её разворачивать, и в этом он всегда живой, подвижный, интересный.

— Сергей Женовач[13]

Работы в театре

Московский драматический театр (Театр на Малой Бронной)

Ленинградский театр комедии (19721981)

Московский академический театр имени Владимира Маяковского

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова

Мастерская Петра Фоменко в ГИТИС-РАТИ (1981—1996)

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» (1993—2012)

Постановки в других театрах

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Актёр

Работы на телевидении

Центральное телевидение (19671991)

Школа Петра Фоменко

За годы преподавания в ГИТИСе Пётр Фоменко выпустил четыре курса студентов, среди которых известные режиссёры и актёры: Сергей ЖеновачИван ПоповскиОлег РыбкинЕлена НевежинаВладимир ЕпифанцевМиндаугас КарбаускисСергей ПускепалисНиколай ДручекМарина Глуховская, сестры Ксения и Полина Кутеповы, Полина АгурееваМаксим ЛитовченкоАндрей Казаков и другие.

Отзывы

Он добивается своего, никогда не подавляя при этом артиста. Потому что его режиссура замешана на любви к этим артистам. За ним — как за каменной стеной. Он никогда не позволит себе запрещённого приёма (будь то подавление, унижение или страх) ради достижения результата. Потому что сиюминутный результат ему, по большому счёту, не важен. Мы все приучены к тому, что провал может быть полезен, а к успеху надо относиться скептически. Можно добиться результата насилием, но это сработает на несколько спектаклей. А потом страх и обида забудутся, а дальше что? Его же спектакли идут десять лет и больше. Он учит нас каждый раз находить какой-то новый интерес.

Признание и награды

Интересные факты

29 сентября 2004 года в московском театре «Эрмитаж» состоялась премьера спектакля «Суер-Выер: комическое представление в 2-х действиях», посвящённого Петру Фоменко (режиссёр Михаил Левитин, по роману Юрия Коваля).[источник не указан 350 дней]

Список произведений

  • Фоменко П., Копылова Р. Приближаясь к Толстому // Телевидение и литература: Сб. ст / Сост. Е. В. Гальперина. — М.: Искусство, 1983. — 217 с. — 10 000 экз.
  • Фоменко П. Он воспитал наш пламень… // Неистовый Андрей Гончаров / Гл. ред. и сост.: В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2003. — С. 278-292. — 319 с. — 1500 экз. — ISBN 5-462-00062-6.

Библиография

  • Пётр Наумович Фоменко: библиографический указатель / Сост. Ф. М. Крымко, И. А. Седова. Центральная науч. б-ка Союза театральных деятелей РФ. — М.: Московский художественный театр, 2007. — 141 с. — ISBN 5-9000-20-22-3.
  • Левитин М. О Петре Фоменко // Левитин М. Школа клоунов. — М.: АСТ, Зебра Е, ВКТ, 2008. — С. 343-349. — 690 с. — (Актёрская книга). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-050351-3.
  • Ряшенцев Ю. А песня-то была весёлая… // Знамя. — 2007. — № 10.
  • Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства : Из жизни рус. театра второй половины XX в. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — [96] л. ил., портр., 350, [1] с. — ISBN 5-87334-038-2.
  • Смехов В. Б. Мои московские драмы и комедии // Смехов В. Театр моей памяти. — М.: Вагриус, 2001. — 448 с. — (Мой XX век). — 7000 экз. — ISBN 5-264-00599-0.
  • Колесова Н. Г. Корневая система // Эффект присутствия. Интервью с легендой. — М.: Этерна, 2007. — 172—180. — 504 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-480-00136-5
  • Колесова Н. Г. Петр Фоменко. Энергия заблуждения. — М.: РИПОЛ классик, 2014. — 352 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-386-07235-3

Примечания

  1. ↑ Перейти к:1 2 Encyclopædia Britannica
  2. Перейти data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  3. Перейти Пётр Наумович Фоменко // Театр: Электронная энциклопедия : CD. — М.: Cordis & Media, 2003. — Т. 3: Драматический театр.
  4. Перейти Позднее, студентом Школы-студии МХАТ, играл в футбол с Николаем Озеровым
  5. Перейти Дмитревская М. «Новая Мистерия-Буфф» Петра Фоменко // Петербургский театральный журнал. — СПб., 2003. — № 3 (33).
  6. Перейти Анна Орлова. Пётр Фоменко не дал французам заблудиться в «Лесу». — газета «Комсомольская правда», 28.07.2005.
  7. Перейти Московский театр Мастерская П. Фоменко: Пётр Фоменко
  8. Перейти Телеканал «Культура». Ушёл из жизни мастер театрального хулиганства Пётр Фоменко
  9. Перейти СКОНЧАЛСЯ РЕЖИССЁР ПЁТР ФОМЕНКО
  10. Перейти Скончался Петр Фоменко
  11. Перейти П. Фоменко похоронят на Ваганьковском кладбище
  12. Перейти Внебрачный сын Петра Фоменко приехал на похороны из Литвы
  13. ↑ Перейти к:1 2 Женовач, Сергей. Наумыч // Экран и сцена. — 2007. — № 28-29, июль. — С. 16.
  14. Перейти Руководителю «Мастерской Петра Фоменко» сегодня 75 лет. — «Правда.Ру», 13.07.2007.
  15. Перейти «Любовь Яровая». Аудиозапись спектакля на сайте Малого театра
  16. Перейти Заслуженные награды // Советская культура. — 1978. — № 17 от 24 февраля. — С. 3.
  17. Перейти Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 августа 1987 года
  18. Перейти Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 1993 г. № 664 «О присвоении почётного звания «Народный артист Российской Федерации» Фоменко П. Н.
  19. Перейти Кретова Е., Минченок Д. Это многоликое божество театра… // Коммерсант-Daily. — 1993. — № 56 от 27 марта. — С. 13.
  20. ↑ Перейти к:1 2 Без вины виноватые будут вознаграждены // Коммерсант-Daily. — 1993. — № 201 от 20 октября. — С. 12.
  21. Перейти Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1995 г. № 537 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года»
  22. Перейти Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1998 г. № 657 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года»
  23. Перейти Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 2002 г. № 572 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года»
  24. Перейти Номинанты и лауреаты (сезон 1993/1994) (рус.)Золотая маска (недоступная ссылка — история). АНО «Фестиваль «Золотая Маска»» (март 1995). Проверено 6 мая 2009.
  25. Перейти Лауреаты (сезон 2000/2001) (рус.)Золотая маска  (недоступная ссылка — история). АНО «Фестиваль «Золотая Маска»» (апрель 2002). Проверено 6 мая 2009.
  26. Перейти Лауреаты премии «Золотая Маска» 2006 года (рус.)Золотая маска. АНО «Фестиваль «Золотая Маска»» (апрель 2006). Проверено 8 мая 2009. Архивировано 26 февраля 2012 года.
  27. Перейти Лауреаты премии Станиславского за 1995—1996 годы
  28. Перейти Лауреаты премии Станиславского за 1999—2000 годы
  29. Перейти «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссёрская работа»
  30. Перейти Иванова М. Именем Товстоногова // Коммерсантъ. — 2001. — № от 26 октября. — С. 14.
  31. Перейти Крижевский А. Не все ещё сёстры с серьгами! // Независимая газета. — 2001. — № от 5 декабря. — С. 8.
  32. Перейти В МХАТе им. Чехова прошла церемония вручения театральной премии «Чайка» (рус.)Культура. NEWSru.com (26 декабря 2002). Проверено 8 мая 2009. Архивировано 26 февраля 2012 года.
  33. Перейти Каминская, Наталья. Забили «Гвоздь сезона». Вручена премия СТД (рус.). Газета «Культура» (29 января-4 февраля 2004). Проверено 8 мая 2009. Архивировано 26 февраля 2012 года.
  34. Перейти Премии, учрежденные СТД РФ
  35. Перейти Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2004 г. № 194 «О присуждении премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года»
  36. Перейти Награды мастерам сцены // Российские вести. — 1996. — № от 19 октября. — С. 1.
  37. Перейти Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2003 г. № 684 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Фоменко П. Н.»
  38. Перейти Указ Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 877 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Фоменко П. Н.»
  39. Перейти Шимадина М. Свежий Командор: Пётр Фоменко стал кавалером французского ордена // Коммерсантъ. — 2005. — № 138 от 28 июля. — С. 13.

Ссылки

 

 

Петр Фоменко

В природе русского человека — работать на грани инфаркта. И в этом, по-моему, кроется одно из отличий русского театра от западного.

Я очень зависим. В первую очередь от своих амбиций.

В детстве, в пионерском лагере, меня упрекали в «неколлективности». В молодости — в неврастении, упадничестве, «есенинщине». Я не хочу исповедоваться, но у меня действительно тяжелый характер. Со мной очень трудно артистам бывает.

Cвои первые спектакли я ставил под столом во время войны, в 42-43-м годах. Во время бомбежки я залезал под стол и что-то там представлял.

Для меня божество — человеческий гений, талант, даже творческая злость.

В театре людям совершенно нормальным, холодным и рациональным делать нечего. Театр в этом смысле дом не вполне правильных или ординарных людей. Что такое в конечном счете талант в любом искусстве или в науке? Это отклонение от нормы. Отклонение, которое дает возможность взглянуть на самые обыденные вещи пронзительно, резко, остро и неожиданно. Я думаю, что театр — это предсмертное счастье.

Пусть будет недостаточность. Это лучше, чем перебор.

Я застал конец театральной эпохи, когда Станиславский стал единой, как и социализм, театральной системой. Однопартийной системой в театре. Было методологически преступно искать в театре интонацию. У нашего поколения Станиславский вызывал неосознанный и несформулированный внутренний протест.

Русский театр, на мой взгляд, глубже, интереснее западного, может быть, потому, что русский актер не может позволить себе этакий «финт ушами» в тот момент, когда нужно идти на полную гибель всерьез.

Бояться и опасаться следует финансового успеха в искусстве, думать, что это и есть признание. Как только он становится мерилом ремесла, художник погибает.

Работать хочется для себе подобных, хотя страшит бессознательная адаптация к той аудитории, что окружает. Не то что приспосабливаешься — мимикрируешь.

Сегодня одна идеология сменилась другой: удавка идеологическая заменилась удавкой денежной.

И удавка, и пожизненный намордник, как говорил Сухово-Кобылин (русский философ и драматург Александр Сухово-Кобылин. — Прим. Esquire), могут еще вернуться. Снова введут идеологию, цензуру, ту армию чиновников, что сидит на шее у людей. Я говорю сейчас об армии идеологических работников — это те же пушкинские бесы, что вьются, кружат вокруг и никуда не деваются.

Библия сейчас опошлена. Так же, как церковь. Так же, как Чехов, к слову сказать. Чехов, который так боялся пошлости, стал сегодня разменной монетой, пропуском за границу: хочешь в гастрольную поездку на Запад — бери Чехова, собери компанию имен и ищи, с кем этот проект — не спектакль, а именно проект! — осуществлять.

Высочайшая культура эротики, мне кажется, перешла сейчас черти во что. Мы потеряли ощущение женщины и мужчины. Думаем, что освободились, а на самом деле сами себя обворовали.

Свобода — это особая страсть. На нее надо иметь право, за нее надо бороться и страдать, как и за любовь.

И зло, и добро — в природе человека. И Освенцим тоже заложен в природе человека. Как и тяга к жестокости, к насилию.

Хочется, чтобы нищеты в театре не было. Художник не должен быть голодным.

К властям лучше, по-моему, вообще не ходить. Потом дороже обойдется, я убежден, что это хождение и умение приспособиться к власти откладывает какой-то отпечаток на личность.

Театр будет жить, как бы старательно его ни хоронили.

Мне раньше не давала покоя мысль о Страшном суде: где это увидеть? Как почувствовать? Хотелось через театр прикоснуться к этой теме. А потом я понял: вся наша жизнь и есть приготовление к Страшному суду, и лучше в это не вторгаться.

У меня есть одна мечта, боюсь, уже неосуществимая. Хочу научиться водить машину, маленькую, «Оку», и ездить на ней в глушь…

Мне хочется идти дальше вперед спиной к цели, глядя на то, что прожито, на то, что было до нас. «Пушки к бою едут задом, — писал Твардовский, — это надо понимать».

Петр Наумович Фоменко:

1. Самая надежная материя в спектакле — это воздух.
2. Нескучно, если слов невысказанных больше, чем высказанных.
3. Не надо так глубоко копать — там может быть песок.
4. Критики расскажут нам потом, о чем мы ставим спектакль.
5. Вам что, жалко за любовь жизнь отдать?
6. Талант — это дикое сомнение и тоска по совершенству.
7. Высокая степень отношений: когда людям есть о чем помолчать.
8. Любить — это значит порой и ненавидеть, и не терпеть чего-то дурного. В этом-то и тайна того самого патриотизма, о котором сегодня талдычат с утра до ночи. Мы все ищем национальную идею. Чушь. Она сначала является как национальная, а потом — как националистическая. Сейчас ничего страшнее нет, чем зарождающийся национализм, в родном отечестве.
9. Достоинства без потери достоинства не существует, любви без ненависти… Если без ненависти, тогда на фиг любовь нужна? Может, я ошибаюсь. Но все равно считаю, что противоборство всегда имеет место. Доброта без злости, зла или жадности — тоже не существует. Мне смелость интересна как преодоление страха или инстинкта самосохранения. А сама по себе отвага — клиника.
10. Для меня главное слово: терпение. Не обижаться и терпеть. И — работать. Ничто не спасает, кроме работы. Прав тот, кто работает.

(со страницы Театра Фоменко).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс