Ханс-Йоахим Фрай

Таланты переезжают в Россию

Как немецкий режиссер Фрай стал художественным руководителем культурного центра «Сириус»
На площадке Культурного центра «Сириус» в Сочи проходит I летний фестиваль «Музыкальное соцветие». В афише множество разных концертов от фольклора до классики, а среди исполнителей и признанные мастера, и юные таланты. Автор нового творческого форума немец Ханс-Йоахим Фрай — известный европейский оперный режиссер и продюсер, считающийся одним из самых влиятельных идеологов современного музыкального театра. Господин Фрай уже несколько лет плодотворно сотрудничает с многими российскими театрами, а сейчас он еще занял и пост художественного руководителя КЦ «Сириус». Накануне фестиваля Ханс-Йоахим Фрай дал интервью «РГ».
Ханс-Йоаким Фрай уже 
освоился в российских 
театрах. Скоро привыкнет 
и к нашей переменчивой погоде. Фото: AP

Господин Фрай, почему вы расширяете свое сотрудничество в России, когда Европа все еще озабочена антироссийскими санкциями?

Ханс-Йоахим Фрай: Во-первых, мои корни из Санкт-Петербурга. Во-вторых, на Западе сейчас культура медленно приходит в упадок. Когда я, например, прихожу в немецкий театр, там среди певцов мало немцев или австрийцев — много азиатов и еще больше русских. Сейчас во всех театрах мира работает невероятное количество отличных русских артистов. Я люблю русскую культуру. В России есть что-то особенное, связанное с большой, настоящей традицией. И быть причастным к ней для меня творческое счастье.

Что значит для вас быть художественным руководителем «Сириуса»?

Ханс-Йоахим Фрай: Безусловно, это рискованное решение с моей стороны. Но когда появляется возможность что-то сделать в Сочи, на уникальной территории «Сириуса» — это нечто магическое. Мне сейчас 51 год, и я хочу попробовать. Надеюсь, что сделал правильный шаг. И, быть может, мне удастся воплотить свою мечту — создать Зальцбург на Черном море.

Каким образом?

Ханс-Йоахим Фрай: Москва или Петербург — мегаполисы и признанные центры культуры. Сочи же ныне можно назвать туристической столицей России, обладающей уникальным разнообразием — море, горы, красивейший старый город. И население Сочи в последние годы существенно увеличивается, как и поток туристов. У Сочи феноменальный культурный потенциал. Надеюсь, что мне будет предоставлено время, чтобы в течение пяти лет спокойно воплотить свою мечту, которая сделает Сочи притягательным и для любителей искусства.

Как вы формировали афишу нынешнего первого фестиваля?

Ханс-Йоахим Фрай: Прежде всего с учетом того, что «Сириус», в первую очередь, образовательный центр для талантливых детей, куда каждый месяц приезжают 600 человек со всей России для обучения и отдыха. И в рамках этого образовательного центра сейчас проходят общественные концерты фестиваля. Поэтому было важно показать все «цвета» музыки, продемонстрировать обществу привлекательность классики: камерная, инструментальная, симфоническая музыка, опера и балет. Чтобы, с одной стороны, дети окунулись в это музыкальное разнообразие, а, с другой, концерты были интересны самой широкой сочинской публике. И очень важно, чтобы все проходило на высоком исполнительском уровне. В этом году будет около 20 концертов, в следующем — уже в два раза больше. Верю, что Сочи уже через четыре года превратится в современный, мощный культурный центр на карте России. Для этого уже сегодня ведется огромная, созидательная работа, очень напряженная, но и очень важная.

Вы планируете, как и прежде, выступать и в качестве режиссера или сейчас полностью сосредоточитесь на менеджерской работе?

Ханс-Йоахим Фрай: В моей груди две души. Я и менеджер культуры, и артист, занимающийся режиссурой. Иногда эти амплуа далеки друг от друга, а порой сходятся в одной точке. Я люблю быть артистом, ставить спектакли. Но всегда нужно возвращаться в реальность и работать в качестве менеджера. Хотя именно режиссерство дает мне очень важную возможность сотрудничества с самыми разными театрами России. На меня грандиозное впечатление произвела, к примеру, работа над «Летучим голландцем» Вагнера и «Так поступают все женщины» Моцарта в Улан-Удэ — в подлинном центре буддизма, где ощущается неповторимая двойственность реальности. Для меня там словно открылся новый мир. А во Владивостоке «Тоску» Пуччини я ставил в совершенно новом театре и был очень удивлен тем, насколько это европейский город. Более европейский, чем многие другие города России. Работать там было очень необычно. Конечно, сейчас, я буду в максимальной степени сосредоточен на работе в Сочи, но мне очень помогает мой опыт постановок от Владивостока до Москвы.

В Москве в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского вы как режиссер выпустили два спектакля — «Царь и плотник» Лорцинга в 2011 году и «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса в прошлом году. А в нынешнем сезоне театр отличился не столько премьерами, сколько громким скандалом, в результате которого музыкальный руководитель Геннадий Рождественский уволил главного режиссера театра Михаила Кислярова. На ваш взгляд, конфликт  между дирижером и режиссером в оперном театре неизбежен?

Ханс-Йоахим Фрай: Это один из старейших конфликтов в опере со времен Моцарта и Сальери: «Prima le parole — dopo la musica» или «Prima Musica dopo la parole». Вначале музыка или слово — вот в чем вопрос. Это скорее конфликт идеологический, мне кажется, а не личностный. И самое печальное — обе стороны не были склонны к компромиссу. Но будь я директором театра я приложил бы максимум усилий для примирения сторон — попытался бы наладить диалог между ними: дирижер должен признавать важность режиссуры, а режиссер должен оставлять пространство для музыки. При этом они оба должны идти одной дорогой, не доминируя друг над другом.

А где граница между интерпретацией произведения и самовыражения на его фоне?

Ханс-Йоахим Фрай: Это очень сложный, во многом моральный вопрос. И немало постановок вызывают серьезные споры в обществе. И в немецких театрах нередко даже приходится снимать спектакль. Это совсем не значит, что он был плохой. Как например, это произошло с «Тангейзером» в Новосибирске. Но в целом это нормальная дискуссия о том, как далеко искусство имеет право заходить, насколько ему позволено быть провокативным. Я думаю, что искусство не должно разрушать и пугать людей. Искусство должно вдохновлять и побуждать к переживанию.

Один из старейших конфликтов в опере со времен Моцарта и Сальери: вначале музыка или слово?!

С 2013 года вы также являетесь советником гендиректора Большого театра Владимира Урина. В чем ваша основная задача?

Ханс-Йоахим Фрай: Работать в Большом театре — большая честь для меня. Это самый важный театр России. Дискутировать с Владимиром Уриным и делать специальные проекты с театром очень важно и интересно. Наверное, без Большого театра я не смог бы так быстро войти в культуру России. Господин Урин — один из самых опытных интендантов в стране. В моем контракте прописана должность «советник», но я себя скорее вижу партнером в работе. Конечно, когда возникают какие-то вопросы, мы их детально обсуждаем. Не думаю, что Владимиру Урину необходимы мои советы, но в творческих вопросах всегда нужно оставаться открытым, общаться с большим количеством профессионалов и прислушиваться к их идеям. Таким образом и рождаются новые идеи и проекты. Но я бы не хотел преувеличивать свое влияние. Владимир Урин решает стратегические задачи, в его подчинении тысячи людей. И если я могу на сцене Большого для поддержки молодых певцов провести свой конкурс Competizione dell’Opera, как это было в прошлом году, или осуществить такой крупный проект, как в следующем году во время футбольного чемпионата мира, то я искренне рад.

Нельзя не заметить, что Владимиру Урину удается делать Большой все более режиссерским театром, а также существенно повысить уровень оркестра. Теперь театр дает намного больше представлений за сезон, чем раньше. При этом он стал гораздо более репертуарным театром. За те четыре года, которые Владимир Урин возглавляет Большой, в театре сделана значительная работа. И мне очень импонирует, его постоянный интерес к новым проектам, новым режиссерам и артистам. В театре прекрасно развивается Молодежная оперная программа, где есть фантастические таланты с сильным потенциалом.

Почему в конце нынешнего года вы покидаете пост директора «Брукнерхауса» в австрийском Линце?

Ханс-Йоахим Фрай: Линц, где я проработал пять лет, я покидаю по собственному желанию, полностью исполнив свой контракт. Сейчас я целиком планирую сосредоточиться на задаче продвижения «Сириуса». То есть на ближайшие годы я переезжаю в Россию, в Сочи.

А как же ваш всемирно знаменитый оперный бал в Дрездене?

Ханс-Йоахим Фрай: Дрезденским оперным балом я буду руководить по-прежнему. Это один из самых крупных культурных проектов Германии, который я создал в 2006 году и остаюсь к нему очень привязан.

Дрезденское собрание гостей конкурирует с легендарным Венским оперным балом?

Ханс-Йоахим Фрай: Никак нет. В Дрездене перед балом в «Земпер-Опере» мы делаем двухчасовой гала-концерт, а в Вене сразу начинают танцевать. А этот концерт — визитная карточка Дрезденского бала. Он очень популярен и всегда транслируется по телевидению. И несмотря на то, что бал проходит зимой, 20 тысяч человек наблюдают за балом на больших экранах, стоя на площади перед театром. А прежде, приветствуют всех гостей бала, идущих по красной дорожке. Таким образом, бал становится не только праздником для элиты, но и для всего города. Дрезденцы называют бал «самой прекрасной ночью года».

В 2009 году на Дрезденском балу побывал Владимир Путин. С тех пор ваше общение с ним продолжается?

Ханс-Йоахим Фрай: Вопрос в том, что вкладывать в понятие дружбы. Владимир Путин — президент одной из самых важных стран в мире. Но могу признаться, что наш контакт после бала не прерывался. И всегда есть возможность для взаимного общения. И хотя мы приложили много усилий, чтобы пригласить его на бал, согласие Владимира Путина приехать было неожиданным, несмотря на то, что на балу бывали многие действующие главы государств и правительств.

Например, королева Швеции Сильвия, Жан-Клод Юнкер, будучи премьер-министр Люксембурга, и президент Сенегала Маки Салл, а также выдающиеся немецкие политики — Ганс-Дитрих Геншер, Роман Херцог, Кристиан Вульф.

Я думаю, Владимир Путин любит Дрезден. Возможно потому, что в Дрездене он прожил четыре с половиной года. И Дрезден тогда встретил Владимира Путина очень тепло. Ему была вручена высокая награда — «Саксонский орден Благодарения», которого удостаиваются лучшие люди в политике, культуре и спорте. Надпись на ордене гласит: «Для тех, кто плывет против течения». И тот бал, полагаю, стал для него очень личным праздником.

Вы не боитесь критики на родине за свою любовь к России?

Ханс-Йоахим Фрай: Я понимаю, что в данный момент имеет место политический, идеологический конфликт. Есть взгляд на вещи западноевропейский и американский, а есть другой взгляд — русский. И когда пытаешься разобраться в этой проблеме, то понимаешь, что многое в западноевропейской и американской позиции не всегда является верным. Три года назад я написал очень положительную статью о России — о ее культуре и президенте. Она была опубликована, но, мягко говоря, она сильно критиковалась. Ко мне даже приезжал министр от канцлерин Меркель и сказал: «Господин Фрай, такая статья — это нехорошо!». Что это было? Похоже, проявление цензуры в Германии. Я должен открыто сказать: в течение почти семи лет, что работаю в России, я еще ни разу не сталкивался с цензурой в сфере культуры. Мне ментально, по-человечески очень близка Россия, ее глубокая душа. Поэтому я лоялен к России и счастлив, выпавшему мне шансу работать в России.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере

Источник: Российская газета

Зальцбург у Чёрного моря: Интервью с Хансом-Йоахимом Фраем


Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Парка науки и искусства «Сириус», рассказал SCAPP о летнем фестивале, влиянии музыки на работу мозга, своём видении развития культуры в Сочи и дал несколько советов тем, кто хотел бы начать разбираться в опере.

— Как вы оказались в Сочи? Каким было ваше первое знакомство с культурой России?

Культура России очень многообразна, что отражает национальное самосознание страны. Кроме того, она активно развивается и находится на очень высоком уровне. А ещё российское музыкальное наследие похоже на немецкое: мы можем назвать много блестящих композиторов из обеих стран. В Германии — Вагнер, Брамс, Бах, Шуберт, Бетховен. В России — Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Глинка, Чайковский.

Но Россия является для меня магнитом не только из-за культуры. Моя семья — я называю её «семьёй Балтийского моря» — тесно связана с этой страной. Мой прапрадедушка был священником в немецкой кирхе в Санкт-Петербурге; моя бабушка родилась в этом городе. После Октябрьской революции им пришлось бежать в Кёнигсберг — родной город моего деда, который стал Калининградом после Второй мировой войны. Так что мои корни связаны с Россией.

— Почему вы стали работать в «Сириусе»?

Парк науки и искусства, а также Образовательный центр «Сириус» — это очень важный проект, направленный на развитие образования, науки, спорта и искусства. Здесь мы показываем молодым людям, как достичь мастерства международного уровня в своём призвании. Кроме того, это отличная платформа для того, чтобы презентовать широкой аудитории высочайший уровень культуры с помощью фестивалей, концертов и инфраструктуры парка.

— Как вы развиваете этот проект?

Идея состоит в том, чтобы превратить парк науки и искусства «Сириус» в общественный центр культуры и образования, в место, где люди смогут познавать что-то новое, посещая концерты классической музыки. В этом году мы запустили летний фестиваль «Музыкальное соцветие». Уже состоялась большая часть концертов, в том числе выступления звёзд классической сцены. Мы выстроили удобную и надёжную систему распространения билетов, начали сотрудничество с билетными операторами, такими как Bil24 и Parter.ru.

С помощью концертов, которые проходят в рамках «Музыкального соцветия», я хочу продемонстрировать разнообразные возможности музыкальных инструментов. В этом и заключается концепция. Мы начали фестиваль с вечера рояля и скрипки, выступали лучшие представители Международного конкурса имени Чайковского. Далее были два вечера дуэтов: дуэт арфы и скрипки, а также арфы и рояля, — мы хотели показать, как именно работает этот инструмент, как он доносит свою музыку. А после того, как у нас выступил знаменитый квартет маримб Wave Quartet, мы предоставили молодым музыкантам возможность поучиться игре на инструменте. Далее планируется погружение в мир народной музыки в виде концерта гусляров «Купина». Таким образом, мы сможем показать разницу между этнической и классической музыкой.

Жители и гости Сочи смогут увидеть выступления знаменитых артистов и коллективов: Юрия Башмета, «Геликон-оперы», балета Бориса Эйфмана. Этим летом в «Сириусе» классическая музыка представлена на самом высоком и престижном уровне. И я очень советую посетить все эти концерты, ведь каждый из них интересен по-своему. В 2018 году мы также планируем организовывать концерты знаменитых музыкантов в рамках небольших фестивалей во время зимних каникул, когда Сочи будет принимать большое количество гостей.

— Расскажите о самом сложном вашем проекте.

Пожалуй, это Дрезденский оперный бал. Я начал разработку этого культурного события 13 лет назад, и он стал моим самым масштабным проектом. Две с половиной тысячи гостей, шесть часов прямого включения по ТВ, очень высокий уровень. Я делаю бал каждый год, в 2009-м к нам приезжал Владимир Путин. В моих планах сделать нечто подобное и в России.

— В Сочи?

Увидим. В данный момент я уже работаю над подобным проектом для Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это будет великолепный гала-концерт в Большом театре в Москве.

 

— Кто ваши самые любимые современные музыканты? Увидим ли мы их в Парке науки и искусства?

На мой взгляд, очень важно развивать современную музыку, потому что иначе она просто умрёт. Мы знакомы с Валерием Гергиевым, Денисом Мацуевым, однажды они сюда приедут. Я общаюсь со многими современными композиторами. По моему мнению, лучший современный композитор на данный момент — Родион Щедрин. Я его знаю лично. Он живёт в Мюнхене, но периодически приезжает в Санкт-Петербург. Большое количество его премьер состоялось в Мариинском театре. Я мечтаю однажды привезти его в Сочи. Также я знаком со многими молодыми русскими композиторами. У них сложная душа, глубокое звучание, и их творчество довольно часто зависит от окружения и обстоятельств, поэтому для них очень важно найти свой стиль и способ преподать свою музыку слушателю. Есть потрясающие американские композиторы, которые вышли из музыки для кино. Они создают классическую музыку, именно такую, которая вам понравится, но привносят туда классные барабаны, как в опере «Мертвец идёт» по одноимённому голливудскому фильму. Европейцы пробуют новые жанры, новое звучание. Их музыка довольно экспериментальна и далека от массовой аудитории.

Для меня культура — это мост к международному искусству и языку, который понятен всем. Сейчас я не говорю по-русски, в дальнейшем обязательно научусь, но, если мы вместе будем слушать музыку, мы оба поймём этот язык. И это очень интересно — собирать примеры современной музыки из разных стран, а потом в один прекрасный день преподнести их слушателю все вместе.

— Как вовлечь молодежь в культурные и музыкальные процессы?

Нам необходимо открывать больше таких мест, как «Сириус», где можно научиться разбираться в классической музыке. Это базовые знания, они очень важны. Существует множество научных исследований на тему влияния классической музыки на мозг. У всех нас два полушария — эмоциональное и рациональное, так вот при создании музыки или просто игре на пианино задействованы оба.

В 1965 году в Южной Корее была запущена программа, согласно которой каждый ребёнок должен был уметь играть на музыкальном инструменте. Сейчас это одна из самых богатых стран. Музыка позволяет людям достигать новых вершин: она развивает умственные способности и творческое мышление. Моей дочери 19 лет, как-то она сказала: «Мне нравится классическая музыка, но я хочу петь популярную музыку». Для меня важно, что она занимается музыкой в принципе. Молодые люди должны понимать, что занятия музыкой могут принести им пользу, даже если речь идёт всего лишь о прослушивании.

— Вам нравится популярная музыка?

Мне нравятся звёзды прежних лет: Фрэнк Синатра, Фредди Меркьюри, Бобби Макферрин, Барри Уайт. У каждого из них абсолютно уникальный голос. Раза три или четыре я с дочерью ходил на концерты Леди Гаги. Когда популярная музыка сделана качественно и профессионально, у меня это вызывает уважение.

— Если ты никогда не слышал оперу, с чего следует начать?

В Германии обычно прослушивание оперы начинают с «Волшебной флейты» Моцарта, но очень важно правильно выбрать постановку. В этом году я ставил её в Большом театре в Минске. Добавил туда эстетики знаменитых фэнтези-фильмов — «Властелина колец» и «Игры престолов». Зрителям это понравилось, в Белоруссии постановка стала очень популярной.

— Что вы можете сказать о потенциале города Сочи?

Сочи продолжает стремительно расти. Пять лет назад здесь проживало 350 тысяч человек, сейчас почти в два раза больше. Количество туристов растёт, как россиян, так и иностранцев. Сегодня здесь проходят такие события, как Кубок конфедераций, этап Формулы-1. В следующем году здесь пройдёт чемпионат мира по футболу. Люди восхищаются городом. Это также означает, что его культурный потенциал растёт.

Я хочу развивать Сочи так же, как и Зальцбург — родной город Моцарта. Это очень маленький город в Австрии, в нём всего лишь 150 тысяч жителей, при этом он очень известен своими фестивалями. На мой взгляд, однажды Сочи сможет стать Зальцбургом у Чёрного моря.

— Взаимодействуете ли вы с другими сочинскими культурными площадками? Как бы вы могли описать ваши отношения с ними?

Для меня очень важно понимание того, что мы не конкуренты. В городе, который так быстро растёт, всем хватит места для развития его культуры. Чем выше будет культурный уровень, тем лучше. У меня был потрясающий опыт работы с Зимним театром, и я несколько раз виделся с его руководителем. В Сочи также расположены замечательный Органный зал, филармония, и моя идея состоит в том, чтобы привлечь эти площадки и проводить там «гастрольные» концерты парка в будущем.

— Как вы проводите свободное время в Сочи?

В Сочи очень здорово жить. Он находится на Чёрном море, но в течение получаса вы можете очутиться в горах, в Красной Поляне. Летом я люблю там гулять — в Австрии у нас сложилась традиция летних прогулок. Зимой же я предпочитаю кататься на горных лыжах. А ещё в Сочи много хороших ресторанов.

— О чём Вы мечтаете?

Я мечтаю о том, чтобы к 2025 году Сочи стал Зальцбургом у Чёрного моря и чтобы в ставший знаменитым Парк науки и искусства «Сириус» приезжали профессионалы со всей России и мира, и все знали о таком месте, где культура и наука развиваются и представлены на самом высоком уровне.

Источник: 

scapp__online

 

 

 

 

Деловая встреча с художественным руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех» Хансом-Йоахимом Фраем, посвященная вопросам сотрудничества в 2018-м году на площадке Зимнего театра

Pm8-v4QX-mA

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс