Константинов Владислав Георгиевич

Константинов В.Г.

Владислав Георгиевич Константинов (род. 28 декабря 1946Москва) — российский режиссёр, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл и Республики Калмыкия.

Биография

Константинов родился в известной российской театральной семье. Его отец — театральный режиссёр, народный артист РФ Георгий Константинов, имя которого носит Академический русский театр драмы в Йошкар-Оле, Республика Марий Эл. Мать — народная артистка РФ Нинель Константинова.

Владислав Константинов после службы в армии работал режиссёром Марийского телевидения и режиссёром-постановщиком Марийского государственного музыкального театра 1967 по 1973 годы. В 1975 году окончил Педагогический институт им. Н. К. Крупской по специальности «История и обществоведение».

После окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии в течение трех лет стажировался в Московском театре на Малой Бронной (руководитель А. В. Эфрос).

Работал главным режиссёром Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова‘ (1986−1989), был художественным руководителем Костромского государственного драматического театра имени А. Н. Островского (1989—1994). С сентября 1994 года — художественным руководителем Академического русского театра драмы имени Г. В. Константинова, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

Константинов успешно работал режиссёром-постановщиком в Государственном академическом Малом театре и Московском театре миниатюр (2001—2005). О его постановках «Кровные узы» по пьесе Э. Фугарта, «Свои люди сочтемся» по пьесе А. Н. Островского, «Старый добрый ансамбль» и «Корсиканка» по пьесам И. Губача восторженно писала столичная пресса.

Десятки спектаклей, поставленных им по пьесам отечественных и зарубежных драматургов, были удостоены высокой оценки зрителей и критиков, которые писали о спектаклях как о настоящем событии в театральной жизни Москвы и ряда регионов России.

Его творчество отличает тонкое понимание актерской природы, умение придать любому драматургическому материалу современное звучание.

Константинов участвовал в десятках разовых постановок в театрах МосквыКазаниКраснодараИжевскаУфы, Орла, УльяновскаИваново, Владикавказа, где ставил спектакли по пьесам Островского, Грибоедова, Куприна, Лермонтова, Л. Андреева, Шукшина, Шатрова, Булгакова, Мольера, Ростана, Шеффера и др.

В 2004 году Владислав Георгиевич поставил в Мытищинском театре драмы и комедии ФЭСТ спектакль «Свои люди сочтемся» по пьесе А. Н. Островского. Впоследствии в 2007 году актер ФЭСТа заслуженный артист Московской области Игорь Калагин получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Подмосковные вечера».

Режиссёр принимал активное участие в программе поддержки русских театров за рубежом в Туркмении и Украине.

В.Константинов является исполнительным директором и одним из создателей межрегиональной общественной организации Ассоциация русских театров РФ, кроме того регулярно работает в жюри республиканских и международных театральных фестивалей.

С 2010 года по 2017 являлся художественным руководителем и главным режиссёром Республиканского русского театра драмы и комедии Республики Калмыкия (г. Элиста).

В мае 2013 года спектакль «Смешная история» по пьесе Н.Эрдмана «Самоубийца», режиссёром-постановщиком которого он является, был показан на Седьмом Межрегиональном театральном фестивале им. Н.Рыбакова в г. Тамбов.

Актер Александр Щеглов, исполняющий в этом спектакле роль Семена Подсекальникова, был удостоен высшей награды фестиваля — премии «Актер России», а сам спектакль заслужил самые высокие отзывы театральных критиков страны (В.Максимова, Н.Жегин, В.Подгородинский и др.).

Актриса театра Елена Хаптаханова была награждена специальным дипломом жюри «За служение русскому театру» за роль Марии Лукьяновны — супруги Подсекальникова, хотя такая номинация не была заявлена в рамках фестиваля.

В сентябре 2013 года Русский театр принял участие в Пятом международном театральном фестивале «Комплимент» (г. Новочеркасск), где показал комедию по пьесе Иржи Губача «Корсиканка» (реж. — засл.деят.иск. Республики Марий Эл В. Константинов, художник — засл.деят.иск. РФ В.Яшкулов, композитор — нар.арт. РФ Г.Гоберник). Дипломом фестиваля «За лучшую режиссерскую работу» был награждён режиссёр спектакля, художественный руководитель Республиканского русского театра драмы и комедии РК, засл.деят. иск. Республики Марий Эл Владислав Константинов.

Дипломом «За лучшее художественное оформление спектакля» был награждён засл.деят.иск. РФ Валерий Яшкулов. Член жюри Александр Лютов — художник, член правления Союза театральных деятелей России — в своем выступлении заявил, что жюри на этом фестивале было трудно соблюдать «политес», поскольку после просмотра «Корсиканка» единодушно была названа лучшим спектаклем фестиваля. Кроме того жюри отметило работу засл.арт. РФ Александр Щеглова специально созданной для него номинацией, которая не была заявлена в рамках фестиваля — «За лучшее исполнение мужской роли второго плана» — за блистательный эпизод в роли губернатора острова Св. Елены, сэра Хадсона Лоу.

В июне 2014 года художественный руководитель театра Владислав Константинов стал обладателем премии «Лучший режиссёр» Первого открытого фестиваля-лаборатории современного искусства «Верю!» (г. Астрахань).[1]

Члены жюри: нар.арт. РФ Б.Невзоров, нар.арт. РФ В.Стеклов, нар.арт. РФ Ю.Кочетков, засл.деят. иск. РФ, профессор РАТИ М. Скандаров и директор фонда поддержки и развития культуры им. А.Райкина Ю. Кимлач (театр «Сатирикон») высоко оценили спектакль «Детектор лжи» по пьесе В.Сигарева.

С ноября 2018 года Владислав Константинов является художественным руководителем Академического Русского театра драмы им. Г. В. Константинова г. Йошкар-Ола Республики Марий-Эл.

Творчество

Работы в театре

  • «Зойкина квартира» М. А. Булгакова. Под названием «Танго на закате».
  • «Три жизни Айседоры Дункан»
  • «На бойком месте» А. Н. Островского
  • «Банкрот» по пьесе А.Островского «Свои люди, сочтемся»
  • «Заведение мадам Шойбес» по повести А.Куприна «Яма» (1993 г.)
  • «Очень смешная история» по пьесе Эрдмана Н.Р.«Самоубийца» (2012 г.)
  • «Корсиканка» по пьесе И.Губача (реж. В.Константинов)
  • «Детектор лжи» по пьесе В.Сигарева (2013 г.)
  • «Бабье лето» по пьесе А.Менчелла (2013 г.)
  • «Шесть блюд из одной курицы» по пьесе Г.Слуцки (2013 г.)
  • «Поклонимся великим тем годам…» спектакль-реквием по инсц. В.Константинова (2014 г.)
  • «Случай в темной комнате» по пьесе П.Шеффера (2014 г.)

Признание и награды

 

 

28 декабря 2021 г. в день 75-летию В.Г. Константинова:

Сегодня особенный день в моей новой жизни:
— юбилей художественного руководителя Академического русского театра драмы имени Георгия Константинова (АРТД) Владислава Константинова со всеми вытекающими из этого события хлопотами (а служу я в АРТД лишь с 3-го декабря 2021 года и включаюсь в юбилейные дела в формате «с корабля на бал»). Об юбилее и намерениях в связи с ним, я уже написал здесь (смотрите предыдущие посты);
— премьерное представление нового спектакля
по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
СЛАДОСТРАСТНИКИ
(сценическая версия поставленного в АРТД в 2020-м году спектакля «Грушенька»).
Режиссер-постановщик — Владислав Константинов.
Художник-постановщик — Борис Голодницкий.
Хореография — Андрей Селянкин.
Служители АРТД говорят и я это прочувствовал, что новая версия новой постановки — сложный проект… Тяжело рождался спектакль…
Я смог «включиться» лишь на финише, но прочувствовал всю сложность постановочного процесса…
Я попытался узнать от режиссера-постановщика
В. Константинова о чем его новый спектакль?
Что он хочет заявить Обществу этой работой?
И вот, что смог услышать.
«Тема отцов и детей…
Остро поднимается тема Отцеубийства.
Вообще преступления.
И не только на деле…
Ну вот как по закону?
Убил ты другого человека – иди в тюрьму.
Не убил – будь свободен.
У Достоевского не всё так просто и однозначно.
Федор Михайлович говорит, что ежели ты лишь только помыслил об убийстве, лишь только представил его в своей голове, даже и не совершил ничего противозаконного, то и тогда получай наказание, т.к. даже такие ужасные и ничтожные мысли должны наказываться, чтобы не случилось затем настоящей трагедии.
И чем больше в обществе таких людей, размышляющих в гневе об убийстве ближнего своего, тем больше вероятность совершения злодеяний.
Темы сладострастия, прелюбодеяния…
Любовь и ревность могут поссорить даже самых родных людей! Почему?!!
А всё дозволено…
То, что сейчас происходит в обществе…
Да и во времена Достоевского происходило…
Это самый настоящий культ насилия и подавления чужой воли. И в этом, как это ни печально, виноваты мы все – и пастыри, и овцы.
Кто-то шибко умный, сказал, что всё дозволено, вот они и принялись рушить всё вокруг…
Карамазовы — это Мы!
Один и тот же человек способен разрываться на клочки личностей, которые поочередно им обладают.
И когда нами обуревают страсти и похоть мы Федор Павлович Карамазов.
Но вот мы мечемся между идеями, стараясь выбрать чистоту и поделиться, даже навязать ее всем.
Мы – Алеша.
Но так было вчера, а сегодня нас переполняют уже беспечность, потому что Митя в нас так же силен. Пресытившись, мы становимся угрюмым и до безрассудности рациональным Иваном.
Хотим понять, вникнуть, изучить себя и постигнуть вселенную и не можем, и мучаемся, и озлобляемся, давая волю себе. Смердякову.
Все это в каждом из нас».
Я намеренно не смотрел ход репетиций, лишь слушал в кабинете, между дел, театральную служебную трансляцию и пытался представить сценическое воплощение…
Сегодняшний вечер покажет то, что получилось уже при моем посильном соучастии.
269933450_4572094086231848_6006196143331133141_n
Поздравляю Владислава Константинова, художественного руководителя Академического русского театра драмы имени Георгия Константинова с наградами по итогам Фестиваля «Йошкар-Ола театральная»
qGyIq41YvvA
fH1lhXaJMuA
С Премьерой в День театра! Е.Шварц «ДВА КЛЕНА». Режиссер — Иван Немцев.
c1R4XdP9rJE

Подводим итоги, строим планы./ «ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЕАТР БЫЛ НЕ ТОЛЬКО ХРАМОМ ИСКУССТВА, НО И ГОСТЕПРИИМНЫМ ДОМОМ», – ГОВОРИТ ХУДРУК РУССКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. Г. КОНСТАНТИНОВА В

ЙОШКАР-ОЛЕ

Совсем скоро русский театр им. Г. Константинова закроет свой юбилейный, 85-й по счету, сезон, который, без преувеличения, можно назвать насыщенным, переломным и даже в каком-то смысле историческим. О славном прошлом, стремительном настоящем и интересном будущем прославленного театра мы поговорили с его художественным руководителем, режиссером, заслуженным деятелем искусств РМЭ и Республики Калмыкия Владиславом Константиновым.   

 ПАМЯТЬ ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ

— Уходящий сезон стал вдвойне юбилейным: вы отметили свои 75 лет и 85 — театру! Самые яркие страницы истории коллектива напрямую связаны с вашим отцом, талантливейшим режиссером, прекрасным и прозорливым человеком, возглавлявшим русский драматический театр 30 лет, Георгием Викторовичем Константиновым. Есть ли разница между «раньше» и «сейчас»? Что бы вам хотелось непременно исправить?

 Я скажу, что, в первую очередь, в нашем театре Память объединяет прошлое, настоящее и будущее. И память эта связана с именем Георгия Викторовича Константинова. Он сумел в конце 60-х годов ХХ века собрать труппу актеров-единомышленников абсолютно разных возрастов с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Когда я в 1994 году, после смерти отца, первый раз возглавил театр, то актерский состав был настолько сильный и разнообразный, что за любую постановку можно было с ними браться. Сейчас у нас труппа молодая, и, к сожалению, некоторым артистам очень не хватает высшего профессионального образования. Поэтому моя главная задача – формирование творческого коллектива. Это не значит, что я буду менять нынешних артистов на новых! Упаси Бог! Они все хорошие ребята! Я каждого из них люблю! Научился не замечать их недостатки, ценить достоинства и выстраивать на этом совместную работу. Но отсутствие нужных типажей и характеров часто делает невозможным «рождение» серьезных классических постановок, к моему большому сожалению. Почему именно классических постановок? Потому что я убежден, что спасение театра — в работе с мировой классической литературой.

Сладострастники. Режиссер Владислав Константинов.фото Ивана Пичушкна.jpg

«НОВАЯ КРОВЬ»

— В уходящем сезоне театр им. Г. Константинова порадовал зрителей совершенно разными по стилю и по жанру премьерными спектаклями. И даже завершится он тоже премьерой, уже шестой по счету (сезон закрывается 29 и 30 июня спектаклем «Брак по-итальянски», а интервью состоялось несколькими днями ранее – прим. авт.). Вы как художественный руководитель, режиссер удовлетворены результатом?

— Безусловно! Мы в этом сезоне стали больше доверять друг другу. Совместная наша очень непростая работа над спектаклем «Сладострастники» — яркое тому подтверждение. Вдруг пришло ощущение Того Константиновского театра! Театра Георгия Викторовича! Для меня это крайне важно! Как художественный руководитель я очень рад, что мы начали практиковать сотворчество с молодыми, талантливыми, прогрессивными режиссерами. Так сказать, пустили «новую кровь». Спектакли Станислава Голодницкого (г.Кострома) «Леди Макбет Мценского уезда» и Степана Пектеева «Зимняя сказка» получились весьма неожиданными и для артистов, и для зрителей. Такой опыт, мне кажется, необходим нашему театру, и в новом сезоне мы обязательно его продолжим. Три спектакля выпустил талантливый режиссер Иван Немцев. Как раз его «Браком по-итальянски» и закрываем юбилейный сезон. Ивану Ивановичу пришлось работать в невероятно сжатые сроки, но на уровне спектаклей это никак не отразилось! Сказка «Два клена» и «Семейный портрет с посторонним» уже обрели верных поклонников. Сезон был насыщенным и очень продуктивным.

Леди Макбет Мценского уезда. Режиссер Станислав Голодницкий. Фото Ивана Пичушкина.jpg

Семейный портрет с посторонним. Режиссер Иван Немцев.фото ивана Пичушкина.jpg

— Один этап подходит к завершению, второй еще только впереди. Что оставите навсегда в прошлом, а что точно возьмете с собой в новое время?

— Точно возьму тот темпоритм, в котором мы работали весь этот год. Обязательно продолжим вручение Константиновской премии работникам различных цехов за высокие профессиональные достижения и Константиновскую стипендию артистам за стремление к новым творческим вершинам также будем назначать. Должен сказать, что многие нововведения происходят сейчас в театре благодаря Владимиру Васильевичу Мишарину, врио директора и моему главному помощнику, советнику, соратнику. Он – профессионал высокого уровня, всей душой болеющий за театр. Без его умения искать и находить пути финансирования мы бы не смогли выпустить шесть премьер в один сезон! Но, повторюсь, самое главное – мы не намерены снижать темп! И будем ориентироваться на классические произведения в репертуаре.

Спектакль Зимняя сказка. Режиссер Степан Пектеев. фото Ивана Пичушкина.jpg

ПЛАНЫ. МЕЧТЫ. НАДЕЖДЫ.

— Уже можно говорить о том, что зрителей ждет в новом сезоне?

— Могу сказать, что я уже начал подготовительную работу над музыкальной комедией «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, хочу поставить еще трагикомедию «Страсти по Торчалову» по пьесе Воронова. Иван Немцев будет работать над спектаклем «Две стрелы» по пьесе Володина. Это произведение известно многим по одноименному фильму Аллы Суриковой. И это далеко не окончательный вариант наших творческих планов.

— Помимо новых постановок, другие проекты в жизни театра предвидятся?

— Да! Вместе с директором сейчас обдумываем новые формы работы со зрителем. Очень хочется, чтобы наши гости уже в фойе и перед входом в основной зал, а кто-то и в пространстве между лестничными пролетами на пути в малый зал начинали погружаться в неповторимую атмосферу театрального мира. У нас много планов на этот счет, пока не буду подробно обо всем говорить. Но некоторые наши задумки, надеюсь, будут весьма неожиданными и приятными для зрителей. Надеюсь, что скоро мы приведем в порядок большой, просторный кабинет для заведующего литературной частью, где разместится еще и личная библиотека Георгия Викторовича и Нинель Александровны Константиновых, которую я передаю в дар театру. Мечтаю возродить традицию дружеских встреч с творческой интеллигенцией, коллегами из других театров. Хочу, чтобы театр был не просто храмом искусства, а гостеприимным домом, в котором уютно, тепло, интересно. В котором всегда ждут друзей!

 

Поделиться в соц. сетях