Сергей Иванович Сиротин

КОМПОЗИТОР

сиротин

Родился 6 марта 1941 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1959 г. окончил по классу фортепиано Свердловскую среднюю специальную музыкальную школу (1959, преп. Д.Л. Сальникова, Н.А. Спасская) и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (1964 г., класс М.Г. Богомаз). Работал преподавателем специального фортепиано и теоретических дисциплин в музыкальных училищах г. Томска (1964–1966) и г. Нижнего Тагила (1966–1971). В 1971 г. окончил Уральскую консерваторию по классу композиции под руководством проф. Б.Д. Гибалина. С 1971 по 1977 г. преподавал на кафедре теории музыки УГК. Член Союза композиторов с 1974 г. Работал ответственным секретарем Уральского отделения Союза композиторов России (1977–1982), зам. начальника Управления культуры Свердловского облисполкома (1982–1984), художественным руководителем Уральского народного хора (1984–1987), зав. музыкальной частью Свердловского академического театра драмы (1987–2001). С 2007 г. – профессор кафедры музыкально-компьютерных технологий Российского государственного профессионально-педагогического университета. Заслуженный деятель искусств РФ (1996), доцент (2009), лауреат всероссийских конкурсов песни (1980 и 2003).

Композитор работает в разных жанрах. Его симфоническая сюита «Хороводы» (1971) исполнялась оркестрами Свердловска-Екатеринбурга, Владивостока, Новосибирска. В учебном репертуаре музыкальных училищ и консерватории утвердился Концерт для флейты с оркестром (1974). Хоровой цикл «Край любимый» на стихи С. Есенина (1978) вошел в репертуар Русской хоровой капеллы им. Юрлова, Магнитогорской хоровой капеллы, записан на пластинку Пермским камерным хором. В Свердловском академическом театре музыкальной комедии (1984), а затем в Нижнетагильском драмтеатре (1994) с успехом шла его оперетта «Царица и велосипед» на сюжет, связанный с историей Урала. Музыкальная сказка «Василиса Прекрасная» была поставлена на сценах Краснодарского (1997) и Омского (2005) музыкальных театров. В 2007 г. Свердловский театр муз. комедии выпустил спектакль «Влюбленные обманщики» на музыку оперы Гайдна «Аптекарь», партитура которой была полностью переаранжирована С.И. Сиротиным. Его сочинения для оркестра народных инструментов исполняются Уральским государственным оркестром русских народных инструментов, Академическим народным оркестром им. Н.П. Осипова. Авторские пьесы и транскрипции С.И. Сиротина для камерного оркестра в интерпретации оркестров «BACH», «Arcetto» (Екатеринбург) и «La Primavera» (Казань) неоднократно звучали в гастрольных концертах этих коллективов по России и за рубежом (Англия, Италия, Швейцария, Корея), записаны на компакт-диски оркестром «La Primavera» (2006). С.И. Сиротин постоянно выступает в концертах в качестве пианиста-концертмейстера. Вместе с артисткой Театра музыкальной комедии Э. Прийменко и виолончелистом В. Храмцовым он подготовил концертные программы из авторских сочинений и обработок. Программа «Очарование старого романса» многократно звучала во многих городах Свердловской области и в Большом зале Свердловской филармонии (2007). В последние годы С.И. Сиротин по заказу Уральского филармонического оркестра выполнил ряд крупных аранжировочных работ, которые были исполнены симфоническими оркестрами Казани, Самары, Ижевска и Челябинска. Его сюита «Путешествие по Азии» вошла в культурную программу саммита ШОС в Екатеринбурге (2009). 13 марта 2011 г. в Концертном зале имени Лаврова состоялся юбилейный авторский вечер композитора, в котором участвовали Уральский государственный оркестр народных инструментов «Звезды Урала» и Уральский народный хор.

Осталась его музыка…

Сергей Сиротин был по-настоящему уральским композитором

Дмитрий СУВОРОВ

22 ноября 2014

«Когда говорят о России, я вижу мой синий Урал…». Эти ставшие уже хрестоматийными строчки Людмилы Татьяничевой как нельзя более применимы к жизни и творчеству замечательного музыканта и человека Сергея Ивановича Сиротина.

15 ноября классик уральской композиторской школы ушел из жизни. Краткие сухие строки биографии еще больше подчеркивают безвременность потери. Родился 6 марта в Свердловске, в грозовом 1941 году. Путь обучения — типичный для жителя «третьей столицы»: сначала — Свердловская средняя специальная музыкальная школа-десятилетка при Уральской государственной консерватории им. М. Мусоргского, затем — сама консерватория (в классе профессора Б. Д. Гибалина). В 1996 году получил звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Вспомним едва ли не самое знаменитое сочинение ушедшего творца — оперетту «Царица и велосипед». Все, кто помнит ее постановку на сцене Свердловского театра музыкальной комедии, смогут подтвердить: это был едва ли не самый яркий образец театральной постановки, обыгрывающей сюжетные реалии «местного» характера. Сюжет спектакля основан на истории изобретения велосипеда нижнетагильским мастером Ефимом Артамоновым и поездки последнего в Петербург к императрице.

Музыкально все сочинение пронизано ритмом и интонациями частушки — жанра, исконно присущего народной культуре Урала. Опять-таки, на первый взгляд, ничего экстраординарного: частушка в отечественной музыке 2-й половины ХХ века культивировалась неоднократно (достаточно вспомнить творчество Родиона Щедрина!). Но в музыкальной комедии Сиротина происходит нечто необычное: знакомый и даже приевшийся фольклорный жанр трансформируется в некую универсальную народную «формулу жизни». Частушка под пером автора звучит то задорно и жизнеутверждающе, то лирически, то в едком сатирическом ракурсе, а подчас даже с оттенком грустновато-мудрого «всепонимания». То есть культивируемый композитором музыкально-фольклорный жанр перерастает по его воле рамки данного вида искусства и приобретает философское звучание. Такой художественный результат — удел Мастера…

Главное для композитора — это социальная жизнь его произведений. В этом отношении Сергей Иванович был, наверное, счастливым человеком: хоровые произведения С. И. Сиротина входят в репертуар ведущих коллективов страны, его музыка для оркестра народных инструментов исполняется Уральским государственным оркестром русских народных инструментов и Академическим народным оркестром им. Н. П. Осипова. Авторские пьесы и транскрипции С. И. Сиротина для камерного оркестра в интерпретации оркестров «BACH», «Arcetto» (Екатеринбург) и «La Primavera» (Казань) неоднократно звучали в гастрольных концертах этих коллективов по России и за рубежом (Англия, Италия, Швейцария, Корея). За свои песни композитор неоднократно удостаивался звания лауреата всесоюзных конкурсов.

Особое место в его творческой жизни занимала многолетняя работа в Академическом театре драмы: завсегдатаи театральных подмостков помнят созданную им прекрасную музыку к спектаклям «Василиса Прекрасная», «Князь Серебряный», «Марат — Сад», «Кин, или Гений беспутства», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Моя парижанка», «Рюи Блаз» (по В. Гюго). «Привидения» (по Г. Ибсену) и другим.

Точно и афористически подвел итог ученик ушедшего мэтра, Б. Бородин: «К счастью, жизнь настоящего художника не заканчивается с его физическим уходом. Когда под его фамилией после тире появляется еще одна, окончательная дата, то вступают в действие истинные законы, определяющие подлинное значение его творчества — независимо от тех несовершенных знаков внимания, которых он был (или не был) когда-то удостоен. Суд времени неумолим, но, в конечном счете, справедлив. И, думается, что лучшие страницы его музыки способны выдержать суровое испытание временем».

Действительно, с нами остается его Музыка — «Хороводы» и «Театральная сюита», флейтовый концерт и «Русский сувенир», хоровой цикл «Край любимый» (на стихи С. Есенина) и хореографическая сцена «Чертовщина», хоровая поэма «Смерть Ивана Грозного» и «Путешествие по Азии», романсы и фортепианные миниатюры…

 

Слова о Сергее Ивановиче Сиротине,

по просьбе Максима Прийменко, для раздела,

связанного с «высказываниями – характеристиками»

на интернет сайте композитора

 

Екатеринбургский Дом актера, в котором я радостно служил директором в 1994-2002 гг. и председательствовал в Свердловском отделении Союза театральных деятелей 2006-2010 гг., подарил мне множество встреч с яркими театральными деятелями и удивительными людьми… В «Золотой фонд» таких встреч, который я трепетно формирую на личном сайте, входит и заслуженный деятель искусств Российской Федерации С.И. Сиротин. Есть страница Сиротина и в моей «книге жизни»

Мы часто встречались в уютном екатеринбургском Доме актера, театральном камерном дворце, который украшает главную городскую площадь и овеян удивительными легендами…

Сергей Иванович и его восторженная спутница, партнер и подруга Элла Ивановна Прийменко были активными участниками творческих вечеров и актерских вечеринок, являются символами неповторимой атмосферы этого театрального пространства. Музыка Сиротина часто звучала в авторском исполнении в гостиных нашего уютного Дома, стала неотъемлемым музыкальным элементом его фирменного стиля, помогла сформировать широко известный имидж — «Дом, покоряющий сердца»…

Мне было интересно и приятно общаться с добрым, мягким, интеллигентным Сергеем Ивановичем, которого я уважаю в самой высшей степени и благодарно помню. Я, начинающий театральный организатор, был благодарен за пример для подражания, поскольку учился у С.И. Сиротина образцовым манерам и основам поведения воспитанного человека в обществе, а стиль его публичного проявления ассоциировался в моем понимании с рыцарским…

В 2009 году, когда мне довелось координировать культурную программу Саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который проводился в Екатеринбурге, стал историческим событием международного значения и сформировал у меня лично новый профессиональный опыт. И я рад, что сюита С.И. Сиротина «Путешествие по Азии» вошла в культурную программу саммита ШОС и предоставила уникальную возможность сотрудничества с выдающимся композитором на новом уровне.

Несомненно, С.И. Сиротин вошел в историю театрального и музыкального Екатеринбурга, является его гордостью, а его музыка формирует радость жизни!

26 ноября 2020 г.

Сочи

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс