Столица нашей зимней Олимпиады снова в центре внимания. На IX Всемирные хоровые игры съехались более двенадцати тысяч исполнителей плюс настоящая армия волонтеров — песни на разных языках летят над побережьем. Да и в целом культурная жизнь города кипит бурно: уже забываются времена 20-летней давности, когда полномасштабной акцией воспринимался лишь «Кинотавр».

Нынче здесь представлено искусство на любой вкус — от высокой классики до развлекательных шоу, от спектаклей столичных трупп до цирковых программ.

О том, чем дышит русская черноморская Ривьера, мы беседуем с генеральным директором Сочинского концертно-филармонического объединения Владимиром Мишариным.

культура: Мэр Сочи Анатолий Пахомов доверил Вам нести флаг IX Всемирных хоровых игр. Вы принимали участие в их подготовке?

Мишарин: Все городские структуры занимались организацией крупнейшего певческого состязания планеты. Мы получили право на проведение музыкальной Олимпиады. Она проходит раз в два года, такого грандиозного сюжета наша страна еще не знала. Сочи встретил 283 коллектива (любительские, народные, студенческие, детские, церковные и даже семейные) из 36 стран, представлено 23 вида хорового творчества. Календарь почти пятисот выступлений расписан не только по театральным сценам и концертным залам, но и по отелям, санаториям, улицам и паркам. Город сейчас похож на огромную концертную площадку.

культура: В странах, где проводились Всемирные хоровые игры, отмечался необыкновенный всплеск интереса к этому искусству.

Мишарин: У Сочи богатые традиции хорового пения, многие — из числа утраченных. Сегодняшняя популярность «соборного» многоголосия в стране связана с возрождением Всероссийского хорового общества. Думаю, этот исторический факт повлиял и на инициативу проведения у нас очередных всемирных игр. На церемонии открытия в Большом ледовом дворце Олимпийского парка замирало сердце от восторга и гордости: что же это за страна такая — Россия, которой все под силу! Триумф всемирного певческого праздника, конечно, войдет в летопись и города, и государства.

культура: Вы в Сочи давно?

Мишарин: Ровно шесть лет. В 2010 году было принято решение о создании Сочинского концертно-филармонического объединения, куда вошли два самостоятельных муниципальных учреждения культуры: филармония на базе Зимнего театра и Зал камерной и органной музыки имени Алисы Дебольской. У нас работают около десяти коллективов и солисты-вокалисты. Два оркестра — симфонический и народных инструментов, два ансамбля — казачьей песни «Любо» и песенно-инструментальный «Кудрина», камерный хор. Сейчас создаем небольшой танцевальный коллектив для программ наших певцов. Рады, что Органный зал заполняется, формируется устойчивая аудитория. Сочинский проект — фестиваль органной музыки — проходит с большим успехом. Ведь не каждый город может похвастаться собственным органом. Еще одно направление — деятельность Зимнего театра.

Клавдий Борисович Птица, выдающийся хоровой дирижёр, народный артист СССР, Почётный гражданин города Сочи. В течение 15 лет, с 1961 по 1975 годы, он был художественным руководителем и главным дирижёром знаменитых Сочинских праздников песни

культура: Своей труппы он не имеет, правильно?

Мишарин: Этот роскошный дворец, опоясанный строгой колоннадой, со зрительным залом на тысячу мест, строили по приказу Сталина для того, чтобы советские курортники могли увидеть искусство известных артистов. Город любили и с удовольствием встречались с публикой Клавдия Шульженко и Сергей Лемешев, Зара Долуханова и Давид Ойстрах, Елена Гоголева и Игорь Ильинский, Василий Качалов, Аркадий Райкин… Театр был задуман и спроектирован как площадка, ориентированная на прием гастролеров. Так и работает без малого 80 лет. В советские годы его деятельность планировалась в Москве, в Министерстве культуры. Потом театр перешел в муниципальную собственность, и теперь мы сами определяем его творческую жизнь. Открытая сцена — самая логичная модель организации культурной жизни на курорте, отдыхающие должны видеть все самое лучшее, что есть в стране. Мы прекрасно понимаем, что создать единый продукт, интересный людям, прибывающим отовсюду, не может ни один репертуарный театр.

культура: То есть Зимний можно назвать гастрольным центром, а Вас — гостеприимными хозяевами?

Мишарин: Специфика нашей команды — встречать и провожать. Гостям мы предоставляем свою базу и специалистов по свету, звуку, обслуживанию сцены. Умеем подстраиваться и уважительно относимся к любым творческим запросам. Стараемся показывать разные жанры: драматические и музыкальные спектакли, цирковые представления и антрепризу, комедии и эстраду. Регулярно принимаем Краснодарский театр балета Юрия Григоровича. Радуемся, повторно встречая Малый театр или «Ленком». Сказанное Львом Додиным: «Нам здесь уютно, мы чувствуем себя как дома» — лучшая для нас похвала.

культура: Олимпиада повлияла на культурную жизнь Сочи?

Мишарин: Город стал совершенно другим, получил в наследство уникальную инфраструктуру. Из летней столицы превратился в круглогодичный курорт, в бурлящий центр, притягательный своей энергией. Больше нет понятий «высокий» и «низкий» сезоны. Для меня как менеджера важно закрепить не только зрительское внимание, но и интерес партнеров. «Зимний международный фестиваль искусств» Юрия Башмета начинался с двух концертов в феврале, а теперь стал традиционным, проводится дважды в год, скоро — десятый по счету.

культура: Культурных форумов в Сочи немало. Какими особенно гордитесь?

Мишарин: «Театральным Олимпом», который идет уже шестой раз: в июне — гастрольная программа, в октябре — конкурсная. Это смотр государственных театров не первого столичного ряда. Приезжают труппы, как правило, не претендующие на номинации «Золотой маски», но желающие участвовать в формировании рейтинга и накапливать фестивальный опыт. Потом лучшие возвращаются в Сочи на самостоятельные гастроли. Горжусь Международным фестивалем Игоря Бутмана «Акваджаз», впервые прошедшим в рамках культурной олимпиады 2014 года. Закрепилась у нас цирковая премия «Мастер». Рад конкурсу «Молодой балет мира». Доволен, что долгие переговоры с Чеховским фестивалем увенчались успехом — в Зимнем театре покажут «Двенадцатую ночь» Деклана Доннеллана. Особым достижением считаю летнюю остановку в Сочи «Crescendo». Выступления его арт-директора Дениса Мацуева и команды молодых музыкантов стали традиционными, свободных мест в зале не бывает. А ведь в июле конкурировать с морем сложно.

культура: Вы рассказали о высоких образцах искусства, но я увидела танцевальный класс у входа в Зимний, зрителей было немало.

Мишарин: Стараемся разнообразить досуг тех, кто приезжает на Черноморское побережье, общедоступными концертами под открытым небом, различными флешмобами, придумываем акции на стыке жанров. Одна из последних — музыкально-танцевальная программа в стиле зумба. В Зимнем театре между колоннами и основным входом есть парадный портик. Архитектор Чернопятов предусмотрел его для открытого фойе, которое по размерам повторяет внутреннее. Уютное пространство не боится дождя, тут теплая атмосфера и красочная подсветка. По четвергам это место отдается «фитнес-театру» — такими абсолютно демократичными мероприятиями мы привлекаем зрителей.

У нас есть филармоническая программа с провокационным названием «Можно ли жить без музыки?». Этот вопрос мы задаем не только слушателям, ведь нашу активность академические исполнители не всегда принимают с ходу. Например, придумали концертный цикл «Мама, музыка и я». Второй цикл запустили для будущих родителей. Медицина убедительно доказывает влияние музыки на здоровье. Поначалу оркестранты восприняли идею настороженно, но со временем поверили. Проводим концерты на разных площадках — в вагоне аэроэкспресса, на вокзале, в скверах, в торгово-развлекательном центре «МореМолл».

культура: Сами сочинцы часто посещают Зимний театр?

Мишарин: Интеллигенция в Сочи — педагоги и учащаяся молодежь. Тех, кому искусство необходимо как эмоциональное сопровождение профессиональной деятельности, практически нет, так сложилось географически: город растянут вдоль моря, чтобы приехать в Зимний театр из Лазаревского, например, района, нужно потратить четыре часа, немногие отваживаются на такое путешествие.

Будем откровенны, за 10–13 лет выросло поколение, чья потребность в регулярном посещении концертов, театров, музеев почти нулевая. Я знаю коренных сочинцев, и их немало, которые никогда не бывали в Зимнем. Притом что он еще и музейный объект. Вот мы и создали экскурсионные программы. Ежедневно по два раза рассказываем о театре, его истории, показываем сцену, устраиваем небольшой концерт. Экскурсанты подчас удивляются, когда речь заходит о скульптурах на парадном фронтоне: «Сколько здесь бывали и никогда не обращали внимания». А ведь эти три женские фигуры — символы живописи, архитектуры и скульптуры — созданы Верой Мухиной и давно стали классикой. Наши двери открыты с 10 часов, и сочинцы с удовольствием приводят сюда своих гостей.

культура: Глава города Анатолий Пахомов говорит о новом виде отдыха — культурном туризме.

Мишарин: Я точно знаю, многие специально планируют отдых в Сочи на определенное время, чтобы не пропустить концерты Юрия Башмета, Дениса Мацуева, Игоря Бутмана или увидеть классический балет. В этом сезоне мы запланировали более тысячи мероприятий в Зимнем театре и Органном зале, а также выездные программы. Моя мечта — составить афишу плотно и на годы вперед, чтобы обеспечить возможности культурного туризма. Постолимпийский Сочи — чудесный город, люди сюда стремятся. Другого такого места в России нет.

Источник: Газета «КУЛЬТУРА»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс