Сочинское концертно-филармоническое объединение систематически приглашает к сотрудничеству внештатных экспертов для оформления аналитических размышлений на основе «взгляда со стороны».

Представляю вниманию заинтересованных лиц текст, созданный Ириной Хижинской (магистр менеджмента искусств (Columbia College, Chicago) руководитель проектов CT INTERSTUDIO-SPB).

Постолимпийский Сочи… Закончилось бурное, наполненное эмоциями, впечатлениями, энергией, стремительностью время. К нему долго и трудно готовились. Его ждали. Когда ожидание достигло своей наивысшей точки, событие случилось. И пролетело, как комета, озарив своим светом все вокруг, подарив ощущение праздника, восхищение и гордость за отлично сделанную работу, наполнив людей чувством огромного душевного подъема. Но законы психологии никто не отменял — после такого стремительного успеха наступает опустошение. И здесь очень важно постараться «задержаться» на вершине и, несмотря на то, что спуск вниз неизбежен, постараться его замедлить, а в итоге — использовать все достижения «вершины» для дальнейшей жизни.

Это не просто красивые слова — жители Сочи, ощутив свою причастность к планетарному празднику, почувствовав себя хозяевами этого праздника, принимавшими гостей, вдруг оказались в пустом доме, который после ухода гостей надо привести в порядок и…. встаёт закономерный вопрос — что дальше?

Такие масштабные события неизбежно приводят к «депрессионным» расстройствам в обществе. Диссонанс между желанием и возможностью, между ожиданием и реальностью, желание продолжения праздника и невозможность его продолжения — приводит к снижению жизненного тонуса, что приводит, в свою очередь, и к другим, социальным, последствиям.

«Разрушить» такую ситуацию, призвана культура. Именно она может выполнить функцию «буфера» между «прошлым» и «будущем», психотерапевта, помогающего преодолеть последствия бурных эмоций, обеспечить возвращение к нормальной жизни и помочь населению перейти на новую качественную жизненную ступень. Безусловно, качество жизни сочинцев после Олимпиады должно перейти на новый уровень. Это обусловлено и обещаниями руководства страной, и самим процессом — инфраструктура города должна резко измениться. Объективно она изменилась — построено много новых объектов, отреставрированы старые. Но понятие инфраструктуры многогранно, и не последнее место занимает еще одна составляющая, влияющая на функционирование первой — субъективная, психологическая. Ее «построить» физически, объявив тендер на строительство, невозможно. Работа по изменению психологической составляющей общества очень сложна и многогранна. Конечно, обе эти составляющие инфраструктуры общества, неразрывно связаны между собой. Но для того, чтобы первая, материальная, была востребована, не простаивала и приносила как удовлетворение своей функциональностью, так и просто финансовую выгоду, необходимо, чтобы вторая, социальная, не отставала в своем развитии и четко понимала свои желания и задачи.

Надо отметить, что Сочинское концертно-филармоническое объединение (СКФО) давно, планомерно и всесторонне ведет работу по культурному воспитанию населения. Это не что иное, как создание, воспитание и воспроизводство зрительской аудитории. И здесь надо оговориться, что благодаря специфике своей работы зрительская аудитория СКФО — это не приверженцы одной какой-то творческой направленности в искусстве (как в большинстве театрально-зрелищных организаций, что естественно — там и методы и задачи формирования аудитории отличаются от работы СКФО), а сложная структура, состоящая не только из коренных жителей Сочи, а и из достаточно большого количества «случайных» людей — курортников. Причем этот сегмент аудитории мало того, что не постоянен в смысле одних и тех же людей, но и еще количественно меняющийся в течение года — в «высокий» сезон (традиционно – летний в июле – сентябре) доля их больше, в «низкий» (осенне-зимний, октябрь – май) — значительно меньше. Следовательно, и направленность работы СКФО в течение года должна учитывать этот момент. Если в активный курортный сезон забота о наполняемости зрительного зала не так остра — люди на отдыхе готовы к развлечениям, то в низкий сезон — это сложная кропотливая работа, направленная на поддержание интереса к происходящему в СКФО. Работа в СКФО поставлена таким образом, что постепенно из просто прокатных площадок ее составляющие (Зал органной и камерной музыки имени А.Ф.Дебольской и Зимний театр) превратились в организации с «дополнительной миссией», реализация которой приведет к значительному росту культурной жизни города, культурному росту сочинцев, удовлетворению их культурных запросов. Репертуар Зала органной и камерной музыки им. А.Ф. Дебольской составлен весьма сбалансировано, позволяя удовлетворять запросы как искушенней музыкальной публики, так и менее образованной в этом отношении зрителей, вместе с тем выполняя и просветительско-обрзовательную функцию. Надо оговориться, что работа Зала как типично музыкальной филармонической площадки гораздо более стабильна и «проста» с точки зрения рассматриваемых вопросов. Аудитория Зала в силу специфичности «продукта» более постоянна, чем аудитория Зимнего театра, и к ней применимы в большей степени все до настоящего времени используемые традиционные методы формирования и воспроизводства аудитории.

Зимний театр находится в гораздо более сложном положении. «Прокатность» площадки, «сезонность» доступной аудитории, территориальное и исторически сложившееся «государственное» положение Зимнего театра диктует совершенно особую репертуарную политику его существования. Надо отметить, что новая администрация, находящаяся у руля Зимнего театра в последние пять лет, абсолютно четко понимает эти проблемы и достаточно успешно справляется с возложенными на нее задачами.

Зимний театр уже давно обращает внимание на коренное население Сочи и активно с ним работает. Очень часто перед началом концерта или представления зрителям рассказывается, что им предстоит увидеть на сцене, дается краткая справка об авторах показываемого произведения или исполняемого концерта. Это не обширная лекция, а кратка справка, но это важно, так как, во-первых, внимание зрителей концентрируется на предстоящем действии, а, во-вторых, восприятие показанного происходит более полно и осмысленно. В фойе Зимнего театра постоянно функционируют художественные выставки разных направленностей. Задолго до начала показа того или иного представления или концерта Зимний театр проводит активную рекламную кампанию, направленную не только на привлечение зрителей с целью наибольшей реализации билетов (что, безусловно, важно, и является первым пунктом в аккумулировании средств), но и выполняющею культурно-просветительскую функцию. Ведь заинтересовать в посещении мероприятия понимающих людей проще, чем людей, которые плохо разбираются в том, на что их приглашают. Грамотная информированность общества приводит к его заинтересованности, а заинтересованность — прямой путь к желанию людей купить билет, удовлетворить свое любопытство, а театру — пополнить свою казну.

Но зарабатывание денег и пополнение бюджета любой ценой никогда не было в приоритетах администрации Зимнего театра. На каждое мероприятие, проходящее на сцене Зимнего театра, распределяется определённая часть пригласительных билетов. Причём, значительная часть из них предназначена как для социально незащищенных слоев населения — пенсионеров, так и для «будущего» — молодежи.

Надо отметить, что администрация театра поддерживает в идеальном состоянии здание Зимнего театра, как его зрительскую часть, так и закулисную. Система кондиционирования воздуха, что необходимо в условиях южного города, красивый удобный зал, приветливый профессиональный персонал — все это также работает на формирование желания у потенциальных зрителей посетить Зимний театр. Кроме того аккуратные гримуборные, создание хороших условий труда для обслуживающего персонала, прекрасная закулисная столовая обеспечивают нормальную рабочую атмосферу Зимнего театра.

Сегодня Зимний театр — форпост культурной жизни не только Сочи, но и «главная» сцена на юге России. На сцене театра частые гости лучшие театральные коллективы России. Являясь формально в муниципальном ведении, на деле, безусловно, Зимний театр — организация федерального значения. Достаточно упомянуть хотя бы три постоянно проходящих в Зимнем театре мероприятия — федеральный фестиваль «Театральный Олимп», Зимний музыкальный фестиваль искусств Юрия Башмета и открытый российский кинофестиваль «Кинотавр».

Масштаб этих мероприятий говорит сам за себя.

Федеральный фестиваль «Театральный Олимп» — это праздничный профессиональный конкурс-парад успешных репертуарных театров России. Проводится он в Сочи ежегодно с 2011 г.

Зимний музыкальный фестиваль искусств Юрия Башмета — начавшись достаточно скромно в 2008 году, фестиваль стремительно набрал обороты и сегодня это одно из значимых событий российской культуры.

Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» можно назвать долгожителем Зимнего театра, он проводится с 1991 года. Сегодня это масштабное кинособытие известно далеко за пределами нашей страны.

Все эти события сопровождаются огромным количеством сопутствующих мероприятий: наряду с показами лучших достижений театрального, музыкального и киноискусств проходят всевозможные мастер-классы, лаборатории, семинары — для профессионалов, пресс-конференции и брифинги для журналистов и критиков, для зрителей — просветительские лекции, встречи с участниками показов и т.п.

Кроме выполнения своей основной «культурной» составляющей — показа достижений современного исполнительского искусства, в помещении театра проводятся многочисленные сколько-нибудь значимые как для культуры Сочи, так и для культуры страны, форумы, совещания, встречи и т.п.

По сути являясь значимой федеральной площадкой, формируя свою репертуарную политику в соответствии со своим статусом, но находясь в ведении администрации города, Зимний театр, к сожалению, не может в полной мере соответствовать своему сложившемуся предназначению.

Даже краткий анализ сегодняшнего существования Зимнего театра, дает возможность утверждать, что если бы он перешёл в федеральное ведение, от этого выиграли бы все — и театр, которому гораздо легче было бы проводить общероссийские мероприятия, и администрация города, с которой, чего греха таить, снялись бы связанные с проведением общероссийских мероприятий, финансовые проблемы, и зрители, т.к. театр, непосредственно вписываясь в общую культурною политику страны, предоставит возможность еще более качественного культурного обслуживания местного населения.

 

Сентябрь 2015 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс