Практически в канун Нового года и в день юбилея художественного руководителя театра Владислава Константинова «академики» представили на суд зрителей спектакль с не совсем обычным названием «Сладострастники» по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Ни коллектив театра, ни, разумеется, сам великий автор произведения режиссера не подвели: постановка получилась событийной, знаковой, неординарной, но и неоднозначной в то же время. «Ставить» Достоевского в театре – это задача не из легких. Произведения великого писателя, пропитанные глубочайшим психологизмом, вскрывающие самые «кровоточащие» раны души человеческой, настолько многогранны, что, погружаясь в мир его героев, начинаешь с каждой прочитанной главой открывать для себя новые горизонты, по-другому расставлять акценты. Владислав Константинов давно мечтал создать спектакль по главному роману Федора Михайловича «Братья Карамазовы». И вот год назад его планы начали воплощаться в жизнь. Режиссер сам взялся за написание инсценировки, три варианта которой в итоге «полетели» в мусорную корзину, несколько раз менял название постановки, потому что в процессе работы вольно или невольно пришлось смещать основные смысловые акценты.

В процессе работы изменялась частично и сценография, так как режиссерскому взгляду иногда чего-то не хватало для целостности восприятия. Терпеливо и детально приходилось работать с актерским составом, потому что Достоевского весьма непросто понять современному человеку, к тому же язык его произведений сложен. Но многомесячные труды постановочной группы не были напрасны, и наконец-то зрители почти перед самым Новым годом получили в подарок грандиозную премьеру – спектакль «Сладострастники».

И страсть глаза застит...Сцена из спектакля.jpg

ТРИ ЧАСА НА ОДНОМ ДЫХАНИИ

Первый показ этой постановки стал лучшим подарком и для ее режиссера Владислава Константинова, которому 28 декабря исполнилось 75 лет! Многие из тех, кто пока не был на спектакле, наверное, задаются вопросом о не совсем обычном его названии. Но во всем, что так или иначе касается мира Достоевского, есть свой смысл.

— «Сладострастники» называется одна из глав романа, — поделился мыслями Владислав Георгиевич. – Ее я и выбрал главной темой для спектакля. Когда только страсть движет человеком, когда она вытравляет из него все человеческое, ничем хорошим это не заканчивается. Вседозволенность, отсутствие нравственных и духовных границ, что есть на самом деле высокая духовность, нравственность, человечность – это самые главные вопросы нашего существования. Об этом спектакль.

Пересказывать подробно сюжет – занятие бессмысленное, поэтому опишу исключительно собственные впечатления. Скажу честно, еще задолго до премьеры знала, что спектакль будет идти довольно долго: вместе с антрактом около трех часов. Это поначалу немного напрягало, но хочу успокоить заинтересованного зрителя: время пролетело незаметно, потому что скучно не было ни одной минуты! Ни длиннот, ни затянутых мизансцен, передержанных пауз… Ничего этого в спектакле нет! С первых эпизодов погружаешься в трагическую историю семьи Карамазовых, в которой все такие разные и все такие похожие одновременно! Глава семейства Федор Павлович (артист Иван Немцев) – старый, но молодящийся греховодник, в своем соперничестве с родным сыном Дмитрием (артист Илья Петров) за право обладать красавицей Грушенькой готов на многое, потому что уверен, что истинно влюблен. Но глаза старику застит едкая страсть, а не любовь. Образ старшего Карамазова, человека трусливого, похотливого, но безобидного и жаждущего настоящего чувства, удался Ивану Немцеву. Пусть роль и небольшая, но артист, который в два раза моложе своего героя, сумел сыграть его так, что невинно убиенного старика запоминаешь, он остается в памяти.

Иван Немцев в роли старика-Карамазова.jpg

«ЗЕРКАЛО ПРАВДЫ» И «ИДУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ»

Три, а точнее, четыре сына старшего Карамазова – абсолютно с виду полярные истории. Но режиссер вслед за Достоевским так филигранно выписал характеры и образы в целом, что, несмотря на совершенно разные слова и поступки Дмитрия, Ивана, Алексея и…Павла Смердякова, понимаешь, что общего у них ой как немало! Перед актерами стояла очень сложная задача: понять и пройти путь своего персонажа. Актер Антон Типикин в образе Ивана Карамазова, артист Ярослав Ефремов в роли Алеши смогли максимально достоверно передать душевные перипетии своих героев. В этой театральной версии романа юный служитель церкви Алешенька Карамазов тоже выступает в роли «зеркала правды», в диалоге с которым в участниках этой истории начинает проявляться что-то человеческое, настоящее, спрятанное очень глубоко, даже от них самих…

Зеркало правды- Алешенька Карамазов - арт. Я. Ефремов. Стариц Зосима- арт.Д. Воронцов.jpg

Приятно поразил меня, как привередливого зрителя, Илья Петров, сыгравший роль Дмитрия Карамазова. Человек, сжигаемый гибельной страстью к женщине, готовый ради нее на убийство родного отца, не может весь этот накал терпеть долго. Образ «идущего по лезвию бритвы» удался артисту Петрову на все сто! Это было правдиво, страстно и отчаянно!

Дмитрий Карамазов -арт. Илья Петров..jpg

Особо отмечу работу артиста Сергея Васина в роли Павла Смердякова, «бульонщика», лакея и одновременно незаконного сына старшего Карамазова. Человечек этот – гаденький, противненький, но в финале его личной бездуховной, на первый взгляд, истории вдруг понимаешь, что даже в негодяе может теплиться что-то настоящее. Спасибо артисту Васину за созданный образ!

У каждого своя правда.. Смердяков - Сергей Васин.jpg

СЦЕНОГРАФИЯ «НА ВЫСОТЕ»

Две главные героини спектакля: отвергнутая Дмитрием Катерина Ивановна (артистка Марина Созонова) и предмет безумной страсти отца и сына Карамазовых красавица Грушенька (артистка Ксения Немиро) должны были стать своеобразным центром «роковых страстей». Но, несмотря на внешнюю привлекательность, на хорошую актерскую игру, мне не хватило «огня», темперамента, сексуальности даже, но не внешней (с этим у актрис все в порядке), а внутренней. Понимаю, что это от природы либо есть, либо нет, и поэтому никоим образом не упрекаю хороших артисток, а надеюсь, что они еще «разыграются».

Камень раздора - Грушенька Светлова - арт. К. Немиро.jpg

Что касается сценографии и костюмов (художник–постановщик Борис Голодницкий), то, не побоюсь сказать, что, если бы не оригинальные, как всегда «говорящие», летящие, технологичные декорации, постановку не ждал бы такой успех. Вместе с оригинальными костюмами они создали визуальную связь века ХIX с нашим временем!

Спектакль «Сладострастники» не создан для развлечения публики, он обращает зрителей к бессмертному творчеству великого Достоевского и буквально «кричит» о том, что любая страсть всегда является «лакмусовой бумажкой», через которую проявляется истинная сущность человека. Эта постановка русского театра им. Г.В. Константинова, несомненно, займет особое место в репертуаре и достойна, чтобы ее увидели как можно больше зрителей!

Фото Ивана Пичушкина

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс