Яновская Генриетта Наумовна
Генриетта Яновская | |
---|---|
![]() Генриетта Яновская и Кама Гинкас |
|
Имя при рождении | Генриетта Наумовна Яновская |
Дата рождения | 24 июня 1940 (78 лет) |
Место рождения | |
Гражданство | |
Профессия | |
Годы активности | 1967— настоящее время |
Театр | МТЮЗ |
Награды | |
IMDb | ID 3741326 |
Генриетта Наумовна Яновская (24 июня 1940, Ленинград, СССР) — советский и российский театральный режиссёр,
Народный артист Российской Федерации(2004)
Биография
Закончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (курс Г. А. Товстоногова, 1967). Большое влияние на формирование режиссёрской индивидуальности Яновской оказали спектакль Питера Брука «Король Лир» Шекспира и его лекции (1964).
Дебютировала в ленинградском областном Малом драматическом театре постановкой пьесы Л. Зорина «Варшавская мелодия» (1967).
В 1970—1972 работала в красноярском Театре юного зрителя, который возглавлял Кама Гинкас.
В последующие годы Яновская ставила в разных городах страны пьесы Бомарше, Т. Уильямса, А. Вампилова, Л. Пиранделло и др. Во второй половине 1970-х годов руководила театром «Синий мост» в Ленинграде, ставила Е. Шварца, Н. Эрдмана, А. Володина.
В 1984 Яновская дебютировала на московской сцене («Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина, Театр имени Моссовета). С 1986 г. — главный режиссёр Московского театра юного зрителя (МТЮЗ). Её первая постановка в МТЮЗе — «Собачье сердце» по М. Булгакову — стала значительным явлением театрального сезона 1986—1987.
Генриетта ЯНОВСКАЯ, художественный руководитель: «90-е были очень подобны Иванову — я, мои друзья… Ну, если смотреть на самих себя с пониманием, терпением и без отвращения… Потому что это не время было потерянное, а мы сами. Очень не люблю, когда не слышат чеховского текста и делают из Иванова такого мыслящего интеллигента. Он сам говорит о своей мямливости — и глупо представлять его эдаким Гамлетом или Манфредом…. Его самого это раздражало. Он чувствовал, что происходящее с ним — это проблема не мысли, не рефлексии. Это даже не потеря энергии, это потеря цели. Это потеря точки, в которую должна быть энергия направлена…. И это очень страшная и серьезная вещь. Как его передергивает, когда Лебедев говорит: «Тебя, брат, среда заела». Как пошло для него это звучит… И Иванов потрясающе отвечает: «Глупо, Паша, глупо и старо, уйди!» Ну, вот это: «среда заела», «обстоятельства»… Да он выше и сильнее этой самой среды и этих самых обстоятельств на самом деле! Я-то думаю, что это самоощущение человека конца века. Вот что нас объединяло с Чеховым и с его Ивановым. Конец века, выдох века, выдох времени. Время выдыхало. И мы выдыхали вместе с ним».
